|
||||||
+ О крыши+ Водоснабжение, водоочистка, кондиционирование − О фундаменте, подвале и стенах • Фундаментальные работы |
Все дело в башнеИногда архитектурные сооружения или детали, утратив свои функции, приобретают характер символа и украшения. Так произошло с триумфальными арками, атлантами на фасадах зданий и, конечно, с башнями и башенками, венчающими сегодня многие частные коттеджи. Они перестали служить делу обороны, но не перестали ассоциироваться в сознании людей с безопасностью, защитой, высоким общественным статусом. Это традиционное и верное средство придать дому индивидуальный облик и романтический характер. ВСЕ ВЫШЕ, И ВЫШЕ…К башням человечество всегда относилось трепетно. Они были неотъемлемым атрибутом частных владений, архитектурными доминантами городов, форпостами в средневековых крепостных замках. Башням не везло. Многие разрушились, не дожив до наших дней, некоторые наклонились, и только мастерство инженеров остановило их неминуемое падение (яркий пример — укрепление в 1998-2001 годах фундамента под Пизанской башней с помощью 600 тонн свинца). В сущности, еще библейская история о Вавилонской башне была поучительной в том смысле, что предостерегала человека от греха гордыни, от его самонадеянных попыток достичь небесных высот. И, тем не менее, башни продолжают возводиться, разрушаться, достраиваться и укрепляться, свидетельствуя о неискоренимом желании человечества если не достичь небес обетованных, то хотя бы приблизиться к ним… РИМ ГОРЕЛ, НЕРОН СМЕЯЛСЯБашням средневековых замков повезло больше всего. С легкой руки поэтов-романтиков XIX века они стали прочно ассоциироваться в нашем сознании с рыцарскими подвигами и приключениями. В них томились герои, чахли принцессы и прятались от людских глаз изгои, вроде Квазимодо. Стоит ли удивляться, что шпиль с флюгером на кровле притягивает взгляд, заставляя вспомнить романы Вальтера Скотта и сказки Андерсена? Но нужно заметить, что еще древнеримские поэты, например, Вергилий и Овидий воспевали пейзажи, увиденные с высоких башен. Ученые утверждают, что редкий сад при вилле в Древнем Риме обходился без высокой постройки для любования окрестностями. Башня была в саду Мецената на Эсквилине, и именно с нее Нерон "любовался" пожаром Рима в 64 году н.э.; рядом с виллой Плиния в Лавренте возвышались целых две такие башни, а во владениях Адриана в Тиволи красовалась величественная башня Тимона. Поражающие своей тонкостью пейзажные перспективы в стихах римских поэтов — это взгляд на природу с садовой башни, которая научила их, да и все человечество, ценить эстетику дали. К тому же эти сооружения обогащали архитектурные формы сада: их вертикали великолепно согласовывались со стройными силуэтами кипарисов и с водяными струями фонтанов, так любимых римлянами. Впрочем, некоторые владельцы вилл, подражая традициям персидских садов-парадизов, разводили в своих парках диких животных и птиц, а башни использовали для охотничьих забав. ТУРЫ И ДОНЖОНЫКогда античную эпоху сменили времена раздробленности и войн, весь жизненный уклад людей изменился. "Эстетика дали" уступила место "эстетике обороны", на смену открытым миру виллам и садам пришли укрепленные замки. Их толстые каменные стены, оборонительные рвы и решетки на окнах, конечно, могли сдержать наступление врага, но не могли предупредить о его приближении. Эту функцию стали выполнять дозорные башни, так называемые "туры", от которых получила свое название одна из шахматных фигур. Расположенные над въездными воротами и по углам крепостных стен, эти постройки имели непосредственное военное значение: отсюда велись все боевые действия и здесь же хранились запасы оружия и пороха. Был еще один вид башни - донжон, который располагался в центре крепости и служил, в зависимости от ситуации, и укрытием и тюрьмой. Донжон представлял собой высокое, цилиндрической или квадратной формы здание с толстыми стенами, узкими бойницами, винтовой лестницей и с обязательными погребом и колодцем. В случае осады внутренняя башня становилась последним оплотом, и запас провианта и воды был решающим фактором. ГОТИЧЕСКИЙ АНТУРАЖБашни оставались в центре внимания всех последующих архитектурных стилей — Ренессанса, барокко, классицизма, — все же на небывалую высоту их вознесла и "продвинула" в широкие массы эпоха романтизма. В середине XIX столетия, устав от сухого академизма, писатели, архитекторы и художники в поисках ярких сюжетов и волнующих тем обратились к прошлому. Самыми интересными страницами истории для них оказались Средние века с их драматическими событиями и контрастами по схеме "кровь и любовь". В архитектуре возникла мода на готические стилизации в духе Вальтера Скотта: "И вот уже видны семь призрачных башен под сводом луны, семь стен, и семь рвов, и семь крепких врат. Из мглистого сумрака замок встает". В усадьбах стали строить "готические" павильоны и отдельно стоящие донжоны. Правда, тогда их возводили заранее полуразрушенными, в виде руин, чтобы придать парку более романтический, живописно-"запущенный" облик. По всей Европе стали строиться особняки в готическом духе, обильно украшенные башнями разных калибров. Большие и маленькие, предназначенные для жилья и чисто декоративные, они стали деталью жилища людей, которые стремились языком архитектуры заявить о своей неординарности. Причем, не всегда башням отводилась лишь символическая или декоративная роль. После того, как их масштаб резко уменьшился по сравнению с историческими прототипами, башни стали использоваться в более разнообразных "мирных" целях. Здесь стало модным устраивать кабинет, обсерваторию, студию, иногда — смотровую площадку. Но чаще всего в башне размещали внутреннюю лестницу дома: это позволяло сэкономить площадь интерьера, а наружу вынести столь популярный декоративный элемент. НОВЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМСимвол — вне времени и моды. Подобно магическому кристаллу, он в каждую эпоху поворачивается новой гранью и попрежнему остается нужным и востребованным. Как и в архитектуре прошлого, в декоре современного дома башня красноречиво говорит о многом. Например, что это дом романтика, индивидуалиста, человека, который дорожит традициями, ценит оригинальность и готов не только защищаться от мира, но и бросить ему вызов. Если архитектору удалось со вкусом воплотить устремления заказчика, решения бывают чрезвычайно удачными. В зданиях, выдержанных в едином стиле, где декор строго подчинен определенной теме, башни становятся выразительным элементом, яркой доминантой. Чтобы вместо родовой усадьбы не получилось подобие Диснейленда на рыцарскую тему, от архитектора требуются исторические знания, чувство стиля и меры. Ведь в разные эпохи и в разных странах традиции строительства замков с башнями существенно отличались. Каменные замки имели суровый облик, глухие стены и массивные четырехгранные башни, рассчитанные на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах башен появляются машикули — навесные бойницы, которые, несмотря на боевое назначение, придавали архитектуре строения изящество и пластическую выразительность. Так же с целью эффективной обороны строились небольшие навесные башенки, ритмично расположенные на крепостных стенах, что делало архитектуру замка еще более сложной и разнообразной. В XIII-XVI веках замки превращаются в живописные, свободные по планировке архитектурные ансамбли, их облик обогащается башнями- эркерами, конусовидными башнями круглыми и квадратными в основании, с высокими шпилями и медными флюгерами. Именно замки такого типа — шато — с многочисленными башенками, сложной конфигурацией стен — сегодня наиболее часто используются архитекторами при строительстве загородных резиденций и комплексов. Но нельзя забывать, что башня — это сооружение, весьма усложняющее конструкцию кровли, что требует при проектировании, кроме полета мысли, точных расчетов. В чем же здесь сложности? Идеальная в смысле надежности крыша — самая простая, в виде единой наклонной плоскости, но обычно такой "идеал" используется в утилитарных постройках — хозблоках и гаражах.
|
|||||
Copyright © 2008. При использовании материалов сайта гипер-ссылка на сайт homestroit.narod.ru обязательна. |